В субботнее утро 8 октября я проснулась рано – возраст берет свое: выходные не выходные, а в 7 утра в комнате без единого звука и луча света мои глаза настойчиво открываются. На телефоне висело сообщение от британца “It’s happening!” и первые фотографии взрыва Крымского моста. Вопреки воплям кота, учуявшего, что я уже бодрствую, я не открыла дверь в спальню, а бросилась листать телеграм-каналы.
Две фотографии, три, еще одно видео, потом два. Невероятно красивый драконий хвост самого мощного моста в Европе лежит в лазурном море на рассвете. В моей голове запела Мэрилин Монро.
Предположительно грузовик, начиненный взрывчаткой, прошел слепой сонный контроль на въезде на мост и отправился в сторону Керчи. Вспышку и взрыв зафиксировали камеры. “Ускорить? Не, не надо” – я просмотрела трёх-секундный ролик не меньше пяти раз. Украинский задорный твиттер взорвался еще спустя час: “Да никто и не злорадствует. Просто сидим на кухне в 7:30 и пьем шампанское”.
Для петербурженки мосты – это святое. Наша скрепа и основа бизнеса для тысяч людей на катерах летом. Подрыв самого длинного и уж точно самого дорогого моста в Европе чувствительно ударяет по перекрытиям петербургской души. Мосты призваны объединять, но, по иронии судьбы, Крымский мост стал символом аннексии и краеугольным камнем раздора между Россией и Украиной.
Президент Путин любит символы и, по версии некоторых экспертов, верит в приметы и суеверия. Диверсия на утро после юбилея – это красиво: напраздновался и хватит. Крымский мост – символ Путинского правления. Наравне с Олимпиадой и рейдерским захватом Крыма, это крестраж, которые люди разных убеждений и верований воспринимали однозначно позитивно. Что плохого может быть в бесконечном мосту, который призван соединить дружественные курорты Краснодарского края и Крымское взморье?
Кокетливые кивания советников Зеленского на внутриутробные противостояния российской власти и нескрываемая радость от успеха операции выдают виновников торжества. Совместно ли с иностранной разведкой или своими силами, но операция проведена блестяще. Не спасли боевые дельфины самый охраняемый объект в Российской Федерации.
Мост восстановят и пустят эшелоны танков заново. Но миф о вечности, которым Путин так обожает оперировать в отношении всего, куда обращается его взгляд, разрушен. Не только 50 000 туристов утратили ощущение отпуска на потенциально отрезанном от большого рейха острове, но и те, кто пересекает мост ежедневно, задумались: а не шарахнут ли еще раз?
За 12 часов российская пропаганда так и не получила методички, как реагировать на произошедшее. Воспользовались старым приемом: разрушен всего 1% моста, кто это вообще заметит при переводе на пачку мармеладок?
Мэрилин Монро спела Джону Кеннеди в мае 1962 года, а в ноябре 1963 Кеннеди не стало. Happy Birthday, Mr President!