7 июня Ангела Меркель дала первое интервью с момента ухода с поста канцлера Германии в конце 2021 года. Разговор состоялся в драматическом театре восточного Берлина. Душный журналист в коротких носках Александор Осанг собенно часто подчеркивал восточногерманскость происходящего: театр на востоке, Ангела Маркель и он сам – восточные немцы. 

Меркель выглядит отдохнувшей и расслабленной, в привычном агендерном пиджаке без ворота, отказывающем шее в существовании. Меркель шутила, перебивала запинающегося журналиста и была блестяще готова к интервью. 

Первой же фразой Меркель обозначила, что 24 февраля произвело на нее сильное впечатление. Она уехала на пять недель на море, наслаждаться одиночеством и книгами. С удивлением обнаружила, насколько ей нескучно после 30 лет бесконечных встреч и разговоров. Но немецкие региональные газеты прекрасно информируют обо всем происходящем. Вдохновленный подачей журналист тут же задал вопрос о том, как она встретила новости об атаке Путина. “Ну что вы, – опустила Ангела душнилу на землю, – это мне еще на посту канцлера в октябре стало ясно, когда пришли новости американской разведки, что Путин планирует что-то нехорошее”.

По поводу современной политики Германии Меркель ограничилась замысловатым, вызывающим вопросики выражением с двойным отрицанием “Я не хочу себе вообще представлять, что у меня бы не было доверия к нынешнему федеральному правительству”. Так сильно хотела подчеркнуть, что все в порядке, что перестаралась.

То, что происходит в немецких политических кругах, – хаос и неразбериха. Германия поставила еще в марте легкое вооружение, а тяжелое никак не начнет. Меркелевская партия христианских демократов, оказавшаяся в оппозиции после проигранных выборов, требует от властей поставок. На сайте немецкого МИД указано, что с 2014 года Германия передала Украине 1,83 миллиарда евро безвозмездной помощи — больше, чем США и любая другая страна. Немецкие власти обижаются, потому что вообще не позиционируют страну, как сильного военного союзника. Состояние Бундесвера известно плачевное, а мемы о падающей военной технике наводняют интернет.

Ангела Меркель явно рада, что ее политическое лавирование между струйками позволило свалить с проклятой канцлеровской позиции до того, что Путина прорвало. С ее точки зрения, она вела максимально дипломатическую и единственно возможную линию сдерживания, не пуская Украину в НАТО и тем самым успокаивая Путина. “Я знаю, что Путин думал” утверждает Меркель и “я знала, что делала, выигрывая время для Украины”. Можно ли было сделать что-то иначе? Возможно. Но то, что делала я, было верно.

Темой для интервью стала книга Меркель “Was also ist mein Land?”, посвященная 16 годам политика на высшем государственном посту. О ней вспомнили в последние пять минут встречи. Говорили в основном о Путине. О том, как в 2007 году в Сочи он заявил, что распад СССР – худшее геополитическое событие в истории для него и лучшее для нее. Меркель тут же подчеркнула, что ей уже тогда все стало про него ясно. Говорили о том, что между собой они говорят по-немецки, потому что его немецкий лучше, чем ее русский. Вспомнили знаменитый эпизод с собакой Путина. Меркель сообщила, что он задавал ей вопрос о проблеме с собаками, но тогда она не знала, что речь идет о гигантском лабрадоре. И кроме того, подчеркнула, что если такие психологические трудности делают невозможным вести политические действия, то что-то действительно не в порядке. Подразумевая, что она-то справилась.

Морщинистый журналист в коротком носке и так и эдак пытался подвести ее к вопросу “а что можно было сделать по-другому?”, но Меркель снова и снова повторяла, что дело не в ней, а то ли в Украине, которая была расколотым олигархическим государством в 2014 и там не было нормальной демократии, чтобы ее можно было принимать в элитный кружой западных сверхдержав. То ли дело в Минских соглашениях, которые на вкус были отвратительными, но политика – это, знаете ли, не 100%-но верные решения, а зачастую 49% на 51%. 

Меркель искренне видит Россию очень важным политичсеким игроком. Первой по размеру стране в мире, второй ядержной державой. Возможно, именно это уважение, смешанное со страхом, позволяло удерживать Путина в рамках российской территории. И как только на смену пришли самоуверенные молодые прогрессисты-экономисты, древнее зло вырвалось наружу.
И напоследок прошлись по невероятной русской культуре, которую Меркель легко отделяет от брутальной и немыслимой войны в Украине. Меркель рассказала, что читала Булкакова и подчеркнула, что есть огромное количество россиян, которые не поддерживают войну, бегут от нее из страны, а “это невероятно тяжело оказаться вдали от родины” – заявило лицо кризиса беженцев 2015. И вообще это плохо, что мы этих россиян канселлим и как-то не так к ним относимся.

Спасибо, Ангела, дорогая! Знала все заранее, Путина понимает с полуслова и вообще за все хорошее и против всего плохого. Хорошо, что сейчас во главе Германии не бездетная женщина-политик, которую принято исключительно любить и уважать, а политики, которых можно критиковать от души и в грязи измазать и вообще дать пинка демонстрациями под окнами правительства. Время рассудит, насколько права была Меркель, но АЭС при ней закрыли, Nord Stream 2 почти достроили и зависимость от российского газа вывели на неприличный уровень. Теперь, когда она больше не безликий политик, а пенсионерка с мнениями, мы хотя бы узнали, что она умеет шутить. 

Реклама