На первом уроке географии нам сообщили: Россия – самая большая страна в мире. Я слышала об этом и раньше, но впервые мысль зацепилась. Самая большая, но замыкающая десятку по населению. Самая большая, но отнюдь не богатая – по доходам населения Россия даже не входит в десятку.
Если отступить от ортодоксальных признаков и заглянуть в рейтинги счастья, то России там и вовсе нет, “Россия для грустных”. Лучшие университеты, экология, социальная поддержка тоже не в России. И вместо того, чтобы заняться одним из пунктов в бесконечном списке отставания, Путин решает присоединить еще земель.
Русской империи хочется верить, что если она даже развалится, как британская, то память о ней и мировая значимость никуда не уйдет. Но перед моими глазами стоит пример другой империи, о которой не принято говорить “империя”. И тем не менее это была огромная многонациональная страна, раскинувшаяся некогда от побережья Балтийского моря до Чёрного – Великое Княжество Литовское.
В отличие от татаро-монголов, британцев и Габсбургов, литовцы – те же восточноевропейцы, к которым себя причисляют и жители европейской части России. В состав ВКЛ в свое время входили Беларусь, Украина, Польша, юго-западные земли России, частично Латвия, Эстония и даже Молдавия. Страна смешанных этносов, языков и религиозных воззрений. Расположенная на водоразделе Европы и вытянувшаяся вдоль десятка государственных образований, ВКЛ впитывала нововведения каждой клеткой своего большого тела. С распространением католицизма – прониклась Папой, легко откликнулась на Реформацию. Благодаря Франциску Скорине печатали книги распространяли знание. От крестоносцев унаследовала средневековые замки, до Вильнюса докатилось роскошное позднее итальянское барокко.
В 2022 году Литва – скромное государство на северо-восточной бровке Европы. Сравнимое с Грузией и чуть уступающее по размерам Ирландии. Менее трех миллионов постоянно убывающего населения. В стране уютно теснятся литовцы, поляки, белорусы и русские. С недавнего времени Литва стала одной из столиц российской медиа-эмиграции.
Литва рассыпалась как империя, пережила несколько оккупаций: российскую, французскую, советскую. Отстояла язык, культуры и цеппелины. Входит в десятку баскетбольных держав. Литва примирилась со своим прошлым и борется с Эстонией за самые вольготные условия для стартапов. Когда смещаешь фокус с “кто виноват?” на “что делать?” возникают очертания будущего.
Россия войну проиграет, но даже если нет, то что за лакомый кусочек достанется и так не следящей за своими окраинами стране? Опустевшие земли с разрушенной инфраструктурой и ненадежным населением. Убийства представителей оккупационных властей скоро сместят IRA с первых строчек википедии. Отсутствие дорог откроет очередную Марианскую впадину для государственных инвестиций. Нет, чтобы захватить Финляндию – там все уже есть.
Наличие самой большой территории – как наличие самой большой задницы. Она ничем не превосходит обычную, только бесит соседей в самолете.