Когда 24 февраля 2022 года Россия вторглась в Украину, наступил кризис веры. В себя – я не верила, что это случится; в близких, которые внезапно врубили режим “не всё так однозначно”; в экспертов, которые обещали падение Киева за три дня и в общую справедливость мира – как вообще в 2022 году может начаться война в Европе?

Потом были месяца отчаяния, волонтерства, кросспостинга и думскроллинга. Затем пришла ярость: что с этими немцами, ссущими отправить танки, американцами, цедящими в день по чайной ложке и уродливой чудовищной российской пропагандой, не брезгующей лексикой из подворотни. 

Когда осенью 2020 британец назвал Россию тоталитарной страной, у меня вытянулось лицо, а ухмылка заглушила трафик за окном. “Ну вы скажете тоже – тоталитаризм. У нас тут вам не Северная Корея”. Прошёл год, людей начали сажать за слово “война” и жёлто-синие шнурки. “Ты был прав” – грустно выдавила я. А мы и не заметили.

Спустя несколько месяцев после начала войны, когда стало ясно, как сильно недооценил Украину весь мир – украинцы не только продержались три дня, но и отбросили путинский блиц-криг – я задумалась: а что я знаю об Украине?

В 90х мы несколько раз ездили в Крым. Садились в дождливом Петербурге на поезд и через два дня просыпались в ароматной, залитой солнцем Украине. Так как язык был русским, архитектура советской, а по первости и загранпаспорта не нужно было, в голове не возникало ощущения “заграницы”. Только солнце и вкусные фрукты.

Я попыталась вспомнить, а что я знаю из истории Украины? Киев, положивший начало истории России, гетман Хмельницкий, Хрущев с Крымом и из последнего Оранжевая революция и Майдан. В горьком остатке я выяснила, что практически ничего не знаю о самой большой и некогда близкой соседней стране.

Подобными вопросами задавался всю свою карьеру Тимоти Снайдер – американский историк, одержимый Украиной и несущий в массы знания о ней. После начала войны он запустил полный курс истории Украины в Йеле, который был открыт для слушателей в Youtube. Первая лекция начиналась вопросом: “как так, все спецслужбы мира недооценили Украину и украинцев? Что в истории и культуре этого народа сделало противостояние России возможным”? Тимоти Снайдер чудаковат, но это хороший старт для осознания масштаба истории страны.

С начала войны украинская журналистка и ее российский коллега запустили подкаст “Кавачай”, где стараются разобраться в войне с двух сторон, не впадая в крайности и безумие. В некоторые эпизоды они приглашают украинских историков, которые рассказывают о новейшей истории Украины. Так я узнала имена Фирташа, Ахметова и Черновола. Восхитилась, насколько насыщенно и невероятно сложилась судьба страны сразу после распада СССР. И насколько разные маршруты прошли Россия и Украина за последние 30 лет.

И наконец несколько недель назад британец принес мне книгу профессора Гарвардского университета Сергея Плохия Russo-Ukranian War. Книга написана очень легко и начинается с распада СССР. Плохий не углубляется в детали, но дает контекст  к важными эпизодами: раздел ядерного оружия, оранжевая революция, Крым и т.д. Она об Украине и России, щедро снабжена ссылками на источники. Думаю, что ее стоит прочесть каждому, кто видит мир в перспективе и не черно-белым. Кто понимает, насколько хрупка демократия и как важно за нее бороться. И еще, что демократия не имеет границ и национальностей. Демократия – это право на свободную жизнь для себя и своих близких.

История не повторяется, но рифмуется. И многие вещи, которые нам кажутся с неба свалившимися, такими не являются. Достаточно отмотать на несколько месяцев или лет назад и взглянуть на ситуацию с высоты птичьего полета.