Меня всегда волновала история исчезнувших государств. Возникла, обрела индивидуальность и исчезла. Любимый пример – Германская Демократическая Республика, поглощенная после слияния в 1990 году Федеративной республикой Германией. И хотя исследования показывают, что стена исчезла формально, а разница между двумя Германии с годами только увеличивается, официально ГДР больше нет. Как вышло, что самая успешная страна восточного блока перестала существовать? Какие факторы повлияли на коллапс “лучшей из Германий” и почему большинство граждан проголосовало за будущее внутри другой страны и против социализма?
ГДР – недоношенный ребенок Второй мировой войны. Эксперимент в рамках одной страны, созданный московской группой немецких коммунистов. Эксперимент готовился заранее. Еще в конце 30-х будущие создатели “Республики рабочих и крестьян” бежали от Гитлеровских чисток в СССР. Лишившись многих товарищей за время сталинского террора 30х, Вальтер Ульбрихт и его коллеги обрели незыблемую идеологическую платформу и полную ясность своей миссии: социалистическая Германия, страна советов.
ГДР с самого начала не скрывала своей сути: диктатура, пусть и пролетариата, остается все равно диктатурой. На деле, в течении 40 лет осуществлялась диктатура партии, подчинившей себе все общество и проникшей в спальню каждого гражданина. Идеологической основой стал принцип отрицания – мы – Социалистическая единая партия Германия (СЕПГ) – анти-фашистская партия, радикальная альтернатива Нацистской Германии. Единственная партия на территории Германии, выстроившая идеологию на противопоставлении предыдущему режиму.
Успех ГДР потверждали закрытые границы с Западной Германией (но не Западным Берлином) в 1952 году и последующие восстание 1953 года, когда чрезвычайное положение было объявлено в 167 из 217 округов ГДР. Большой советский брат ввел войска, минимум 55 человек погибли, в “лучшей из Германий” наступил придушенный мир.
Правительственная пропаганда строила нарратив на противостоянии с врагами. Народное восстание 1953 года было истрактовано как саботаж успеха Восточной Германии со стороны западно-германских шпионов. Ложь использовалась как инструмент взаимодействия в народом: 15 июня 1961 года глава СЕПГ Вальтер Ульбрихт объявил на пресс-конференции с международными журналистами, что никто не думает о создании стены, а спустя два месяца в ночь с 12 на 13 августа стена из колючей проволоки окружила западный Берлин – “анти-фашистский оборонительный вал” в риторике государственной пропаганды.
Несмотря на недостаток базовых предметов обихода – нижнего белья, теплых детских вещей, батареек, мебели и зубных щеток, в ГДР не было недостатка в духовной пище. Уже в 1963 году государство взялось за детские умы. Растить социалиста необходимо с пеленок, индоктринация впитывается особенно хорошо с молоком матери. Начиная с дошкольного возраста ребенок становился членом пионерской организации. С взрослением менялись организации, но причастность к партии оставалась неизменной. Каждый был обязан состоять в той или аффилированной с государством структуре.
Падение ГДР началось задолго до падения стены, хотя Берлинская стена стала самым ярким символом заката республики Рабочих и крестьян. В 1976 году разразился мировой нефтяной кризис и СССР прекратила поставлять нефть в ГДР по субсидированным ценам. Ассортимент на прилавках Восточной Германии мгновенно сжался. Строительство заморозилось, началась нехватка товаров первого потребления. Кроме того выросло новое поколение, которое не знало жизни до стены и легенда об истинном анти-фашистском государстве утратила для них свою силу.
В 1979 году СССР ввязалась в афганскую войну, а в декабре 1981 в Польше было введено военное положение, что радикально сократило импорт в ГДР, а также потребовало финансовых влияний солидарности, которые ГДР не могла себе позволить, но оппозиционно настроенной страны под боком, они не могли позволить еще больше. Экономическая ситуация в “лучшей из Германий” стремилась к коллапсу, на западные деньги обменивалось всё: продукты, политические заключенные и даже советская нефть. Очереди на машины, телевизоры и телефоны многократно увеличились.
В 1985 году была выбита очередная опора из-под шатающегося фундамента ГДР: к власти в СССР пришел Горбачев, запустив политику гласности и перестройки. В ГДР эти веяния были категорически не поддержаны, такая политика шла вразрез с установками партии, ГДР дистанцировалась от в страны-донора, пуповина была перерезана.
Тем временем внутри Восточной Германии оппозиция начала объединение. В 1988 году протестами были охвачены крупнейшие города. Даже самые бесправные граждане – гастарбайтеры из Мозамбика вышли на протест. 7 мая 1989 года состоялись очередные муниципальные выборы. К выборам никто не относился серьезно, это был абсолютный фарс и результаты неизменно оказывали 95% в пользу правящей партии. В этот раз оппозиционные силы внезапно потребовали пересчета голосов в своем присутствии, что привело к спешному уничтожению бюллетеней. Впервые стало публично ясно, что результаты выборов фальсифицированы.
В то же время затрещало кольцо железного занавеса вокруг восточного блока. В мае 1989 года Венгрия объявила, что открывает границу с Австрией. Волна беженцев из ГДР устремилась в приоткрывшуюся щель. Лето 1989 года прошло под знаменеем многотысячных кемпингов на территориях посольств Западной Германии в Варшаве, Будапеште и Праге. СЕПГ сдалась и выпустила “врагов режима”.
В сентябре 1989 года политическое объединение “Новый Форум” собрало более 200 000 подписей под требованиями реформировании ГДР. 4 ноября на Александрплатц собрались сотни тысяч людей – крупнейшая демонстрация за всю историю ГДР. Люди требовали перемен, события были показаны по официальному телевидению – немыслимая вещь еще пару недель назад.
В начале ноября Чехословакия открыла границы и жители ГДР толпами потянулись в направлении из страны. Правительство ГДР предприняло последнюю попытку взять ситуацию под контроль. 5 ноября был опубликован проект новых правил международных передвижений. В теории гражданам было позволено путешествовать в любую страну назначения, но прежде необходимо было получить разрешение от СЕПГ. Ответом стало народное возмущение.
9 ноября в 18:00 по официальным каналам ГДР началась трансляция пресс-конференции, на которой свеженазначенный правительственный спикер Гюнтер Шабовски сделал объявление в присутствии иностранной прессы: с 10 ноября жители ГДР смогут путешествовать без какой-либо специальной причины. Для этого достаточно будет подать заявление в полицейский участок. И на вопрос итальянского журналиста, когда новые правила вступят в силу, Шабовски, затыкаясь и путаясь в бумажках, выдал: “прямо сейчас”.
О событиях девятого ноября написано множество книг и статей. Шабовски ошибся? Не разобрался? Перепутал? Спустя 28 лет ГДР даровало практически полную свободу передвижения сквозь еще вчера непроницаемую стену.
Люди потянулись к пограничным пунктам в Берлине. Отсутствие внятных директив сверху, растущая толпа и в 23:30 пограничники на Bornholmer Str открывают границу для всех. В ту ночь порядка полумилллиона человек пересекли границу западного Берлина. На следующий день было выдано 600000 виз. Стена пала. ГДР оставалось меньше года.
Оппозиция подняла голову и требовала круглого стола для проведения переговоров по реформированию страны, 4 декабря разгневанные люди штурмовали офисы Штази, препятствуя уничтожению документов, а 15 января символ ГДР – Штази перестало существовать. 18 марта 1990 состоялись первые свободные выборы в ГДР.
Будущее ГДР определили выборы. Несмотря на то, что часть людей полагало, что ГДР следует оставаться независимой страной, но найти третий путь между капитализмом и социализмом, более 50% получил консервативный блок “Альянс за Германию”, выбравший предвыборным слоганом “Свобода и процветание – социализм больше никогда”. СЕПГ после стремительного ребрендинга получила 16%, а блок главных зачинателей “Мирной революции” и радикальных реформ не набрал и 3%.
3 октября 1990 года государственные органы ГДР были упразднены, конституция ГДР была отменена, территория ГДР вошла в состав ФРГ. В этот же день были упразднены Немецкая Национальная народная армия и Немецкий народный Флот, на территории восточных земель были размещены воинские формирования Бундесвера и Бундесмарине. Страна перестала существовать.