Один из самых сложных вопросов про войну – почему люди идут убивать? Официальная мобилизация случилась осенью 2022 и привела к 700000 эмигрантов за две недели. Жизнь в крупных городах с начала войны не поменялась и по-прежнему мало отличается от размеренной европейской дольче виты. И все-таки сотни тысяч людей отправляются на фронт. Почему?
Россия – очень богатая страна. Ресурсами, мозгами, возможностями. Экономические санкции показали, что эту многоголовую гидру будет не так просто удушить. Но все богатство сконцентрировано в руках очень небольшой коррумпированной группировки в верхах, зарабатывающей по миллиарду рублей в месяц (10 mio euro).
По разным оценкам, Россия тратит на войну в Украине до 850 млрд рублей в месяц. Это годовой бюджет Европейского союза на защиту своих границ от 2020 года (8 billion euro). В 850 миллиардов входят не только затраты на технику и зарплаты военным, но и многочисленные надбавки для участников боевых действий.
В конце прошлого года после принятия закона о федеральном бюджете было очевидно, что приоритеты государства — по-прежнему война, силовики и социальные выплаты. Уже много лет доля этих статей расходов непропорционально высока, но впервые запланированные траты подскочили так значительно в 2023 году: «оборона» — на 42%, «безопасность» — на 26%, «социальная политика» — на 31%.
Рост расходов на образование и развитие экономики, для сравнения, составил всего 13% и 11%, соответственно, то есть с учетом инфляции в 12% по итогам 2022 года увеличения финансирования фактически не произошло.
Всё, что выглядит как военные расходы, — это точно военные расходы. Но многие расходы, которые не кажутся военными, — на самом деле тоже военные — эти траты могут скрываться не только в разделе «оборона», но и в «экономике» в виде расходов на ВПК, и в «социальной политике» в виде выплат «участникам СВО» и их семьям, и в других разделах бюджета.
В сумме “Национальная оборона” и “безопасность и охрана правопорядка” составляют самую большую строку расходов государства на 2023 год. Priorities…
- Не пора ли нам подумать о душе? — задался вопросом один из депутатов в том анекдоте
- Душ 200-300 мне не повредили бы! — живо отозвался коллега
Люди волнуют российское государство меньше всего. Если взглянуть на карту погибших и это только те, чьи смерти публично подтверждены похоронками или сообщениями в соцсетях, основные потери приходятся на Кубань, Башкортостан, Екатеринбург и Челябинск. Логично предположить, что из этих областей большинство и отправляется на фронт. Сравним медианные зарплаты этих регионов: Кубань — 48000 рублей (438 euro), Башкортостан — 53000 рублей (483 euro), Екатеринбург — 61000 рублей (556 euro), Челябинск — 60000 рублей (547 euro). Для сравнения средняя зарплата в Москве — 142000 рублей (1280 euro).

Теперь давайте взглянем на бессердечное колесо Сансары войны. Попасть на войну можно тремя способами: в качестве контрактника, мобилизованного или добровольца.
Контрактник — это самая внятная категория участников войны. Жаждущий убивать подписывает контракт с Министерством обороны РФ и принимает на себя обязательства воевать до окончания военных действий. Его участие в войне является полностью личным выбором и ответственностью.
Мобилизованных на войну призвало государство. Но в остальном, их условия участия в военных действиях против Украины очень схожи с условиями контрактников. Воевать они тоже будут до тех пор, пока не закончится «СВО».
Третья категория — добровольцы (участники добровольческих формирований). Они, как объясняют на сайтах региональных правительств, «в отличие от мобилизованных и военнослужащих по контракту, не являются военнослужащими». Срок службы добровольцев ограничен сроком действия их контракта. Минимальный срок такого контракта — 1 год.
Переходим к цифрам. Бюджет каждого участника боевых действий состоит из трех статей: единовременная выплата при подписании контракта, зарплата и региональные выплаты.
Единовременная выплата от Министерства обороны полагается всем трем категориям воюющих в Украине: подписал контракт — получил 195000 рублей (1756 euro), напоминаю среднюю месячную зарплату на Кубани — 48000 рублей (438 euro).
Ежемесячная заработная плата зависит от воинского звания, должности и выслуги лет. Но у всех не будет ниже 204000 рублей (1837 euro) в месяц, что в 1,5 раза больше средней зарплаты в Москве и в 4 раза больше зарплаты в Кубани.

И, наконец, региональные выплаты. Они отданы на откуп региональным властям и суммы выплат от региона к региону отличаются в разы и зависят от серьезности намерений губернатора вскарабкаться выше по карьерной лестнице. В параде выслуживающихся градоначальников побеждает… губернатор Петербурга! Он заявил о едином подходе ко всем трем категориям. Контрактники, мобилизованные, добровольцы, все, кто отправится на войну из Петербурга получат по 500000 рублей (4507 euro) от региональных властей. Больше такой щедрости по отношению к воюющим в Украине не зарегистрировано нигде.
В остальных регионах выплаты варьируются от категорий воюющих: контрактников особенно мотивируют в ХМАО – 500000 рублей (4507 euro) при средней зарплате в регионе в 85447 рублей (768 eur), мобилизованным больше всего причитается в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах и в Сахалинской области. Там заплатят по 300000 рублей (2700 euro). Добровольцам заплатят по 300 000 (2700 euro) в ЯНАО, Чукотском и Ненецком автономных округах. Учитывая, что согласно данным Росстата, среднемесячная заработная плата в этих регионах в 3 или 4 раза ниже, мотивация понятна.
Промежуточное резюме: ни в одном регионе России среднемесячная заработная плата не превышает средней зарплаты, которую получают воюющие в Украине.
Но на этом бюджет воюющих не ограничивается. Каждый регион устанавливает свою выплату за ранения — она колеблется от одного миллиона рублей (9000 euro), такая выплата предусмотрена в Ямало-Ненецком автономном округе за тяжелое ранение, до 300000 рублей (2700 eur). Столько заплатят за тяжелое ранение в Кабардино-Балкарии.
Теперь о дополнительных бонусах. В ряде регионов, например В ЯНАО, семьи участников СВО получат 300 тысяч рублей на газификацию; в Тюменской области возместят 130 тысяч рублей расходов; в Крыму выделят участки у моря, а в Кировской области моря нет, там участники «СВО» и члены их семей смогут бесплатно посещать культурные мероприятия «в учреждениях, подведомственных министерству культуры области». Дети участников войны из Петербурга смогут бесплатно кататься на общественном транспорте — они получили постоянные проездные билеты.
Дополнительные мотивационные выплаты вводят в регионах, не только правительства, но и компании. Так, сотрудники ПАО «КАМАЗ» — участники «СВО», ежемесячно получают по 50000 рублей(500 euro). Кроме того, за ними обещают сохранить рабочие места. Если будет кому сохранять.
И на десерт: умереть в нынешней России выгоднее, чем жить — если речь идёт о гибели на фронте. Размер компенсаций семье мобилизованного или контрактника достигает 12,5 млн рублей — подавляющему большинству россиян столько не заработать за всю жизнь. Если сложить весь ожидаемый доход 35-летнего мужчины за всю оставшуюся трудовую жизнь, то выйдет меньше, чем обещанные выплаты. В восьми регионах выплаты за смерть на войне перекрывают весь потенциальный будущий доход даже для 18-летних.

Государство платит военнослужащему в 8,5 раз больше, чем учителю. Для ветеранов и их семей предусмотрено 60 видов льгот — это в 4 раза больше, чем для врачей и многодетных семей. Вряд ли растущие социальные выплаты людям, которые убивают, и членам их семей можно назвать вкладом в развитие страны. Это покупка лояльности. Для того чтобы улучшать жизнь населения, нужно вкладывать в общественные блага, в инфраструктуру и образование. Но эти статьи расходов сокращаются — вот реальное отношение государства к развитию.
Возможно, правда, что семьи военных не получат за их смерти ни копейки — на отсутствие выплат по разным причинам уже пожаловались тысячи россиян.
Cохранение и укрепление зависимости населения от государства превратилось в фундамент путинской системы: держать население в бедности, чтобы оно было благодарно за то, что ему поддерживают штаны социальными подачками. За время путинского правления доля доходов россиян от предпринимательской деятельности снизилась в 2.5 раза, а доля социальных выплат выросла в 1.5 раза.
Бедность и зависимость от государства огромной части населения привели к тому, что для большого количества россиян предлагаемые государством выплаты за участие в войне против Украины — это колоссальный, почти недостижимый при других видах деятельности доход. Выходит, что главная мотивация идти на войну — это деньги. Деньги, которым этим людям ни при каких других условиях бы не достались.
Отправиться воевать — самый «экономически рациональный» выбор для большого количества российских мужчин. Не идеология, не вера в президента, не борьба против “нацистов”. А самое «выгодное» — не возвращаться с фронта, чтобы родственники получили гробовые, которые потратят на белую ладу калину, ведь погибший так мечтал об автомобиле белого цвета.