В конце июля в Санкт-Петербурге, ранее отвечавшим за крупнейшие международные государственные мероприятия, прошел саммит “Россия — Африка”. Как и с самым известным подобным событием – Петербургским Международным Экономическим Форумом, где за прилагательное “международный” отвечали талибы, тренд схожий: в 2019 году на саммит приехали 54 страны, из которых 45 — это главы государств и правительств, сейчас — 49 стран, с 17 главами государств и четырьмя премьер-министрами.
Африка сейчас в моде. После февраля 2022 года на черный континент потянулись косяки делегаций со всего мира. Американцы и вовсе открыли политический чартер: в прошлом августе госсекретарь Энтони Блинкен посетил ЮАР, Демократическую Республику Конго и Руанду, а в марте этого года — Эфиопию, Нигер, Марокко и Алжир. В том же месяце в Гане, Танзании и Замбии была вице-президент Камала Харрис. Также в регион ездили постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд, министр финансов Джанет Йеллен и супруга главы Белого дома Джилл Байден.
И все же Россия пока идет фаворитом в этой гонке соискателей. История любви с черным континентом насчитывает несколько десятилетий.
СССР “открыло” африканский континет в 1955 году, когда было принято решение оказывать помощь арабским националистам. Антиколониальная борьба в Африке – сильный удар по мировому капитализму и большая победа для дела социализма. В декабре 1955 года ветеран советской дипломатии Иван Майский, только что реабилитированный после ареста и заключения, писал Хрущеву, что “ближайший этап борьбы за мировое господство социализма пройдет через освобождение колониальных и полуколониальных народов от империалистической эксплуатации”. Хрущев мечтал найти африканскую страну, где можно было провести образцово-показательную модернизацию по совесткому рецепту. Сделать надежными союзниками и затем распространять влияние дальше по континенту. На деле с начала 60х повторялась геополитическая ситуация 19 века, когда ведущие европейские страны бросились делить Африку как свадебный пирог.
Реальная причина “неподдельного интереса” к Африке – образовавшиеся пустоты геополитического влияния, когда старые колониальные державы стали осыпаться и отпускать бывшие колонии в свободное плавание. Сначала независимость от Британии получает Гана – одна из самых развитых экономик в тропической Африке во главе с Кваме Нкрумой, королева Елизавета II танцевала с ним в сериале “Корона”, затем Гвинея, единственная колония Франции, отвергшая на референдуме Конституцию V Республики, и таким образом получившая независимость в 1958 году. Это привело к разрыву с Францией и переориентацией лидера Секу Туре на СССР. Две показательные африканские страны, которых немедленно подхватил Хрущев и начал оказывать помощь. В бой вступили ожившие Ленинские установки о деколонизации. Ленин говорил – рухнут колонии и британские рабочие пойдут в социализм. Через деколонизацию Африки социализм придет в империалистические западные страны и приведет к полной победе на мировом уровне. “Мы должны двигаться вперед с африканскими странами!”
В 1960 СССР проиграл битву за Конго. Огромную страну с гигантскими ресурсами США не позволили отпустить просто так под советское влияние. Бельгийский Конго раскололся на много маленьких образований с окопавшимися там марксистами. Один из них – Патрис Лумумба – жертва офицеров ЦРУ и бельгийской службы безопасности – стал национальным героем советских людей и подарил имя Университету Дружбы народов.
Борьба за Конго была проиграна, потому что у СССР не было возможности доставить туда войска. И затем СССР продолжил проигрывать весь раунд борьбы за Африку, включая Гану и Гвинею, сменивших ориентрацию на прозападную. Когда Хрущёва сместили в 1964 году, к Пленуму был подготовлен список его прегрешений, включая обзор на состояние дел в Африке. “Мы даем помощь Нкруме и Секу Туре, а они потом бегут к империалистам и смеются над нами” – заключение, недалекое от правды. Позже советские дипломаты скажут, что нас втянули в Африку американцы, которые натянули на нее доктрину Монро. А уже после окончания холодной войны, ветераны советской дипломатии признали, что у Кремля не было никакой стратегии и долгосрочных планов в отношении Черного континента.
В 70ые Африка становится главным полем сражения СССР с США. На этот раз советское вмешательство в Африке было не только идеологической и экономической демонстрацией “братской помощи” народам, освободивщимся от колониального гнета: страны экваториальной Африки и Африканского Рога превратились в полигон для советских военных, которые впервые после Карибского кризиса захотели продемонстрировать свою военную мощь за тысячи км от СССР.
После арабо-израильской войны 1973 года мировые цены на нефть подскочили в 4 раза. СССР получил громадкую незапланированную прибыль. Вовлечение СССР в события на африканском континенте привело к появилению десятка тысяч прекрасно оплачиваемых рабочих мест для советских военных, дипломатов, инженеров и многочисленных представителей советской номенклатуры.
Про Африку все забыли после развала СССР. В 90х Африка оказалась в полной разрухе: финансовая помощь сократилась и внимание к региону заметно снизилось. Что делать? У Африки два проверенных метода: работать на противоречии больших держав, либо давить на вину белого человека. Тема антиколлониализма, так полюбившаяся Путиным, всплыла и на форуме. Африканским странам обидно, что их воспринимают как сырьевой придаток. В 60ые Мао Цзедун пытался экспортировать туда китайскую модель социализма, но у Китая тогда не было ни денег ни техники. Брежнев шутил: “Построили китайскую пельменную и написали, что это вызов ревизионизму”.
Последние 10 лет Китай эксплуатирует Африку без всякой братской помощи и списывания долгов. Идет напролом, не считаясь с мнением населения. А в Москве Путин приглашает быть посредниками и обещает, что те будут в G20, а то и сделать одну из африканских стран членом совбеза ООН. Впрочем, Россия может наобещать с три короба, так же как и африканцы. Полное взаимопонимание и единство.
Во время саммита “Россия – Африка” лидеры африканских стран призвали к прекращению войны и заключению мирного договора. «Вся Африка хотела бы видеть установление мира, мы все выступаем в поддержку мира. Во многом наш приезд сюда также является свидетельством этого», — сказал президент ЮАР Сирил Рамафоса. Глава республики Конго Дени Сассу-Нгессо подчеркнул, что африканская мирная инициатива заслуживает пристального внимания – впервые африканские лидеры объединились для разрешения внерегионального конфликта. Впрочем, мирный план Африки весьма гибок, как и политическая ориентация его лидеров, и основан на принципе «и вашим и нашим», что в реальности не устраивает ни одну сторону и читается, скорее, как “ни нашим ни вашим”.
Официально делегация обсуждала лишь пункт о зерне. Президент ЮАР и глава Египта Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси призвали возобновить «зерновую сделку». Путин предложил бесплатно отправить по 25-50 тыс. тонн зерна шести африканским странам: «Мы когда объявили о том, что выходим из зерновой сделки, цены на мировом рынке немножко подросли, чуть-чуть. Значит, наши компании больше получат, а значит, мы получим больше налогов. А если мы получим больше налогов, мы поделимся частью нашего дохода с беднейшими странами и поставим определенные объемы продовольствия бесплатно». Сирил Рамафоса заявил, что африканские лидеры приехали на саммит «не за дарами», и, хотя в Африке благодарны России за помощь с поставками зерна, лидеры государств хотят видеть возобновления зерновой инициативы.
Эксперты подсчитали, что даже тем шести африканским странам, которым Путин обещал бесплатное зерно, было бы выгоднее возобновление зерновой сделки, поскольку бесплатные поставки РФ покроют лишь малую часть необходимого им зерна, а переплаты из-за возросших цен обойдутся этим странам в миллионы долларов.
Африка сегодня – самая желанная невеста на рынке. Все дело в сверхбыстром росте экономики и населения африканских стран. Уже к 2030 году в них станет на 130 миллионов больше людей из потребительского класса — тех, кого больше нельзя назвать бедными. Для сравнения: в США к тому же году таких людей будет всего 25 миллионов. А к 2040 в африканские города переедут больше 500 миллионов жителей. Все это приведет к масштабным изменениям в экономике: сельское хозяйство и добыча ископаемых больше не будут ее основными направлениями — на их место придет сфера услуг. Кроме того, примерно в 2050 во всей Африке будет жить до 2,5 миллиарда человек — вдвое больше, чем сейчас.
Немудрено, что с африканскими станами считаются и пытаются дружить. Впрочем, Россию и Африку объединяет нечто большое: страсть к диктатуре и желание добиваться от Запада выплат по поводу и без. Главный российский пикап-лайн: Россия — в отличие от западных держав — не запятнала себя работорговлей и прочими «кровавыми преступлениями колониализма». В статье, вышедшей за пару дней до саммита, Путин писал, что не сомневается: Африка «окончательно освободится от тяжелого наследия колониализма и неоколониализма».
Африканский саммит в Санкт-Петербурге оказался дорогой нерезультативной пиар-акцией со стороны Путина, зато пропагандисты получили достаточно материала, чтобы писать об отсутствии „железного занавеса“ вокруг России. Всё это происходило на фоне мятежа в Нигере, где военные взяли в заложники и отстранили от власти президента, и вторжения войск Руанды на территорию Демократической Республики Конго. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, куда идти российскому военному кораблю.